МБОУ Преображенская средняя школа №11
пгт.Преображение Лазовского муниципального округа Приморского края
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    В 2022-2023 учебном году в школе обучается 27 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 14 - дети-инвалиды. 17 человек находятся на индивидуальном обучении по медицинским показаниям. 10 учащихся обучаются в общем классе.

    МБОУ Преображенская средняя школа имеет в своем штате 7 учителей индивидуального обучения. Все педагоги, работающие по адаптивным образовательным программам прошли специализировнные курсы. В школе на входах установлены пандусы для маломобильных групп, таблички и информационный стенд для категории слабовидящих, автоматизированные подъемники, имеется специализированное оборудование для обучающихся с ОВЗ,  кабинет психолога. 

    С группой детей с ограниченными возможностями здоровья занимается педагог дополнительного образования по программе "Логоритмика"

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Логопедическая ритмика (логоритмика) – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов работы по развитию речи учащихся.

    Однако, у учащиеся с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости наблюдаются не только нарушения речи - это вторичные нарушения. Первичным у этой категории детей является недоразвитие психомоторных функций; страдает внимание, память, мыслительные операции анализа, синтеза, систематизации, имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.

    Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Нарушения произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на заданиях педагога, данной в словесной форме, определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у учащихся фонематических процессов.

    В работе с учащимися учитель  использует логоритмические средства для регулирования процессов возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движения, их переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.

    Логоритмика позволяет сформировать у учащихся рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное движение.

    В ход занятий также вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии, дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, речевые и пальчиковая гимнастика.

    Направленность программы социально-педагогическая

    Уровень освоения базовый. 

    Отличительные особенности  

    Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребѐнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

    Данная программа разрабатывалась, как общее положение. Реальная программа строится из особенностей умений и навыков его участников, а так же возможности их участия в групповой работе.

    Рабочая программа «Логоритмика» рассчитана на 1 год обучения: 68 часов в год по 2 часа занятий в неделю. Данная программа коррекционно-развивающей работы разработана для детей младшего и среднего школьного возраста

    Адресат программы  

    В объединении «Логоритмика» занимаются дети младшего и среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья пгт. Преображение.

    Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. 

    Программа рассчитана на детей от 6 до 14 лет с ограниченными возможностями здоровья.

    В учебные группы   принимаются все желающие дети с  ограниченными возможностями здоровья  или дети, которым необходима коррекция речи по рекомендации специалистов без специального отбора. 

     Допускаются совместные занятия детей разного возраста и разного пола в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    Программа рассчитана на 1 год   обучения.

    Дети принимаются в группы по заявлению родителей.

    Наполняемость в группах составляет:

    - младший  школьный возраст 2-3 человека;

    - средний  школьный возраст 4-6 человек.

    Занятия проводятся  в зависимости от возраста:

     - 1 год обучения (2 раза в неделю по 1 часу);

    В связи с поставленными задачами работа с учащимися строиться в следующих направлениях:

    1. Танцевально-ритмическое:
    • развитие движений (ходьба, бег, прыжки, построение и перестроения);
    • общеразвивающие упражнения (в т.ч. регулирующие мышечный тонус);
    • танцевально-ритмическая импровизация;
    • активное слушание музыки;

    2. Речедвигательное:

    • развитие речевого аппарата;
    • голосовой и дыхательной функции;
    • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
    • координация слуха и голоса (пение);
    • пальчиковая гимнастика, самомассаж;
    • развитие мимической мускулатуры;

    3. Музицирование:

    • игра на музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки, погремушки);
    • слушание музыки;
    • импровизация;

    4.  Коммуникативное-познавательное:

    • игры на развитие способностей к коммуникативной деятельности;
    • игры для развития творческой инициативы;
    • игры-драматизации, с использованием элементов кукольного театра;
    • игры для развития эмоционально-волевой сферы;
    • игры познавательного характера направленные на формирование представлений об окружающем мире.

    В качестве исходного музыкального материала использовались треки: Т.С. Овчинникова «Логораспевки». Е.Железнова «Веселая логоритмика», трек «Пять поросят». Для работы по развитию речевого аппарата включались артикуляционные гимнастики, речедвигательные и дыхательные упражнения, рекомендованные ведущими специалистами (практиками) в области коррекционной педагогики.

    Меры поддержки

    Мера поддержки 1.
    Мера поддержки 1
    Питание Соцподдержка ОВЗ
    Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают в школе двухразовое горячее питание. Стоимость питания 140,00 рублей в день на одного ребенка
    Мера поддержки №2.
    Мера поддержки №2
    Соцподдержка
    Дети с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому ежегодно имеют право на компенсацию стоимости школьных принадлежностей в сумме до 10 000 рублей
    Мера поддержки 2.
    Мера поддержки 2
    Соцподдержка ОВЗ
    Предоставление компенсации затрат родителям (законным представителям) за организацию обучения детей-инвалидов, инвалидов старше 18 лет по основным общеобразовательным программам на дому в соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 16.10.2020 года №898-пп "О размере и порядке выплаты компенсации затрат родителям (законным представителям) за организацию обучения детей-инвалидов, инвалидов старше 18 лет по основным общеобразовательным программам на дому , в Приморском крае"

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Прием лиц с ОВЗ в школу

    Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу.

    Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.   

    Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.

    Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно.

    Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ. 

    Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

    Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

    Что такое специальные условия обучения? 

    Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

    использование специальных образовательных программ, методов обучения;
    использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
    предоставление услуг ассистента/тьютера;
    проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
    обеспечение доступа в здание образовательной организации;
    использование дистанционных образовательных технологий;
    предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

    Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

    Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Для обучающихся с ОВЗ в школе существуют следующие условия:

    -специализированный кабинет педагога-психолога  со светозвуковым оборудованием;

    -специализированные кабинеты для занятий.

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie