Логопедическая ритмика (логоритмика) – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов работы по развитию речи учащихся.
Однако, у учащиеся с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости наблюдаются не только нарушения речи - это вторичные нарушения. Первичным у этой категории детей является недоразвитие психомоторных функций; страдает внимание, память, мыслительные операции анализа, синтеза, систематизации, имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.
Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Нарушения произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на заданиях педагога, данной в словесной форме, определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у учащихся фонематических процессов.
В работе с учащимися учитель использует логоритмические средства для регулирования процессов возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движения, их переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Логоритмика позволяет сформировать у учащихся рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное движение.
В ход занятий также вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии, дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, речевые и пальчиковая гимнастика.
Направленность программы социально-педагогическая
Уровень освоения базовый.
Отличительные особенности
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребѐнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Данная программа разрабатывалась, как общее положение. Реальная программа строится из особенностей умений и навыков его участников, а так же возможности их участия в групповой работе.
Рабочая программа «Логоритмика» рассчитана на 1 год обучения: 68 часов в год по 2 часа занятий в неделю. Данная программа коррекционно-развивающей работы разработана для детей младшего и среднего школьного возраста
Адресат программы
В объединении «Логоритмика» занимаются дети младшего и среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья пгт. Преображение.
Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Программа рассчитана на детей от 6 до 14 лет с ограниченными возможностями здоровья.
В учебные группы принимаются все желающие дети с ограниченными возможностями здоровья или дети, которым необходима коррекция речи по рекомендации специалистов без специального отбора.
Допускаются совместные занятия детей разного возраста и разного пола в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Дети принимаются в группы по заявлению родителей.
Наполняемость в группах составляет:
- младший школьный возраст 2-3 человека;
- средний школьный возраст 4-6 человек.
Занятия проводятся в зависимости от возраста:
- 1 год обучения (2 раза в неделю по 1 часу);
В связи с поставленными задачами работа с учащимися строиться в следующих направлениях:
- Танцевально-ритмическое:
- развитие движений (ходьба, бег, прыжки, построение и перестроения);
- общеразвивающие упражнения (в т.ч. регулирующие мышечный тонус);
- танцевально-ритмическая импровизация;
- активное слушание музыки;
2. Речедвигательное:
- развитие речевого аппарата;
- голосовой и дыхательной функции;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- координация слуха и голоса (пение);
- пальчиковая гимнастика, самомассаж;
- развитие мимической мускулатуры;
3. Музицирование:
- игра на музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки, погремушки);
- слушание музыки;
- импровизация;
4. Коммуникативное-познавательное:
- игры на развитие способностей к коммуникативной деятельности;
- игры для развития творческой инициативы;
- игры-драматизации, с использованием элементов кукольного театра;
- игры для развития эмоционально-волевой сферы;
- игры познавательного характера направленные на формирование представлений об окружающем мире.
В качестве исходного музыкального материала использовались треки: Т.С. Овчинникова «Логораспевки». Е.Железнова «Веселая логоритмика», трек «Пять поросят». Для работы по развитию речевого аппарата включались артикуляционные гимнастики, речедвигательные и дыхательные упражнения, рекомендованные ведущими специалистами (практиками) в области коррекционной педагогики.